Logo
Загрузка...

Разбивка работы в TWI

Полное руководство по созданию и использованию листов разбивки работы (Job Breakdown Sheet)

Введение в разбивку работы

Для инструктора критически важно организовать детали работы в своём уме прежде, чем пытаться обучить работника. Это самая важная часть программы TWI Job Instruction, поскольку успех обучения зависит от того, насколько хорошо участник научится составлять лист разбивки работы.

Разработчики TWI отложили объяснение листа разбивки работы до второй сессии по двум причинам: 1) у участников было достаточно материала для усвоения в первой сессии 2) участники должны были чётко понять, что потребность в этих листах искренняя (не просто бумажная работа), и, следовательно, осознать важность их создания.

Важность подготовки JBS

Первый доброволец проводит демонстрацию обучения без использования листа разбивки работы. Она выбирает кого-то из группы и обучает этого человека выбранной работе. Она следует методу 4 шагов JI: подготовка работника, представление операции, пробное выполнение операции и последующее наблюдение.

Чаще всего человек действительно обучается работе, но группа может видеть, что первому добровольцу было довольно трудно. Обычный результат демонстрации первого добровольца проявляется в одном или нескольких следующих действиях:

  • Шаги не очерчены чётко
  • Один или несколько шагов объяснены плохо
  • Доброволец забывает один или несколько шагов и вставляет их не по порядку
  • Не упомянуты все ключевые моменты
  • Некоторые ключевые моменты упомянуты не по порядку
  • Не все инструменты доступны
  • Обучаемому дана информация, не необходимая для изучения и выполнения работы

Тренер TWI должен подчеркнуть в этот момент, что неэффективное обучение не было виной добровольца, и далее объяснить, что хотя доброволец следовал четырём шагам, как обсуждалось в первой сессии, их правильного выполнения не всегда достаточно для хорошего обучения.

10 причин использования JBS

1.

Передать все неписаные знания обучаемому

2.

Не забыть ничего во время обучения

3.

Представить шаги в правильном порядке

4.

Создать контрольный список для проверки усвоения материала

5.

Убедиться, что не даётся слишком много информации за раз

6.

Убедиться, что всё включено в обучение (методы, инструменты, оборудование)

7.

Проверить объяснения на предмет возможной путаницы

8.

Определить важные части работы и убедиться, что простые части даются перед сложными

9.

Подтвердить, что используемый метод правильный, стандартизированный и безопасный

10.

Накопить данные для планирования работы (время обучения, необходимые навыки, материалы и инструменты)

Структура JBS

Три основных элемента:

  • Важные шаги: Что делать
  • Ключевые моменты: Как делать
  • Причины: Почему делать именно так

Выбор важных шагов:

При составлении JBS инструктор должен учитывать уровень подготовки работника. Не все действия должны быть включены в JBS - только те, которые действительно продвигают работу вперёд и важны для обучения.

Критерии ключевых моментов

1. Делает или портит работу

При установке слива в фарфоровую раковину сливная арматура должна быть вставлена в сливное отверстие на дне раковины и затем затянута. Если сливная арматура недостаточно затянута, вода будет протекать из раковины. Если сливная арматура затянута слишком сильно, раковина треснет.

Пример:

  • Важный шаг: Затянуть сливную арматуру к раковине
  • Ключевой момент: "Плотно"
  • Причина: Предотвратить протечки и трещины

2. Может травмировать работника

Вопросы безопасности всегда являются ключевыми моментами из-за возможности травмирования работника. Некоторые ключевые моменты, связанные с безопасностью, могут быть общими для всей работы и должны быть размещены в начале листа разбивки работы.

Пример:

  • Важный шаг: Разбавить кислоту до 10% раствора
  • Ключевой момент: Лить кислоту в воду, а не наоборот
  • Причина: Кислота должна быть в меньшей пропорции, чем вода, в случае разбрызгивания

3. Делает работу проще

Часто есть приёмы, которые мы узнаём через опыт и которые часто отличают производительность опытного работника от новичка.

Пример:

  • Важный шаг: Проверить кузов на наличие шпаклевки
  • Ключевой момент: Использовать магнит
  • Причина: Большинство кузовов сделаны из стали; сталь магнитится, а шпаклевка нет
  • Дополнительный ключевой момент: Использовать ткань поверх магнита
  • Причина: Предотвратить появление царапин на машине

Разбивка работы для разных уровней опыта

Для опытного работника

Фрезерование шипового соединения для работника с опытом работы на станке:

1. Выбрать резец

2. Выбрать параллели держателя

3. Установить деталь в тиски

4. Черновая обработка

5. Пробный чистовой проход

6. Чистовой проход

7. Снять с тисков

8. Снять заусенцы

9. Проверить

Детализация шага "Черновая обработка" для новичка

Тот же шаг, но разбитый на подробные операции для неопытного работника:

1. Подвести стол вручную

2. Подать 25мм вручную

3. Остановить станок и отвести стол

4. Проверить рез

5. Установить подачу

6. Запустить станок

7. Завершить рез

8. Проверить

Примеры листов разбивки работ

Лист разбивки работы для обучения работника новой работе

Деталь: Основание слайда 235310
Операция: Фрезерование шипового соединения
ВАЖНЫЕ ШАГИ ОПЕРАЦИИКЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
Шаг: Логический сегмент операции, когда что-то происходит для ПРОДВИЖЕНИЯ работыКлючевой момент: Что-либо в шаге, что может—
Сделать или испортить работу
Травмировать работника
Сделать работу проще; т.е., "прием", "трюк", особое время, часть специальной информации
1. Выбрать резецМаленький—минимизировать биение
2. Выбрать параллели держателяУзкие—для хорошего захвата
3. Установить деталь в тискиПроверить тканью
4. Черновая обработкаНачать вручную—25мм—Проверить чистовую обработку и расположение
5. Пробный чистовой проходПроверить—сделать коррекцию
6. Чистовой проходЗакончить без остановки
7. Снять с тисков
8. Снять заусенцы
9. Проверить

Опытный работник цеха составил эту разбивку за 7 минут. Этот инструктор использует данную разбивку "как есть" для работников, имеющих опыт работы на фрезерных станках. Для "зеленых" работников каждый из этих шагов может представлять собой "обучающий блок" сам по себе и требовать отдельной детальной разбивки.

Детальная разбивка шага 4 "Черновая обработка"

Деталь: Основание слайда 235310
Операция: Фрезерование шипового соединения
ВАЖНЫЕ ШАГИ ОПЕРАЦИИКЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
1. Подвести стол вручнуюМедленно при приближении к резцам
2. Подать 25мм вручную
3. Остановить станок и отвести столНикогда не отводить стол при работающих резцах
4. Проверить резРасположение и чистота обработки
5. Установить подачу
6. Запустить станок
7. Завершить рез
8. Проверить

Отличия от рабочих инструкций

Многие организации имеют документы для демонстрации, обучения или стандартизации работы. Эти документы могут называться "Методическими листами", "Рабочими инструкциями" или "Технологическими картами". Однако есть существенная разница между JBS и рабочими инструкциями.

Лист разбивки работы (JBS)

  • • Предназначен для помощи инструктору в обучении
  • • Разбивает работу на небольшие "порции" для лучшего усвоения
  • • Включает только важные шаги
  • • Помогает инструктору поддерживать порядок в обучении
  • • Сосредоточен на обучении и передаче знаний
  • • Более краткий и целенаправленный

Рабочие инструкции

  • • Подробно описывают работу
  • • Содержат всю информацию, необходимую для выполнения задачи
  • • Включают все возможные шаги и детали
  • • Служат справочным документом
  • • Предназначены для стандартизации работы
  • • Могут содержать большой объем информации

Пример различия: В рабочей инструкции по завязыванию узла может быть 13 шагов и 163 слова, тогда как в листе разбивки работы будет 5 шагов и 36 слов. Рабочие инструкции важны для документирования и стандартизации работы, но JBS важны для обучения людей тому, что подробно описано в рабочих инструкциях.

Заключение

Концепция ключевого момента является отличительным фактором, который выделяет программу Job Instruction среди других программ обучения. Эффективное обучение достигается, когда инструктор, имеющий опыт, передает всю информацию о работе обучаемому.

Эта информация включает не только рутинные шаги, которые могут быть очевидны при наблюдении за выполнением работы, но и все тонкости работы, которые опытный человек узнал от других или из собственного опыта многократного выполнения работы в течение длительного времени.