Полное руководство по созданию и использованию листов разбивки работы (Job Breakdown Sheet)
Для инструктора критически важно организовать детали работы в своём уме прежде, чем пытаться обучить работника. Это самая важная часть программы TWI Job Instruction, поскольку успех обучения зависит от того, насколько хорошо участник научится составлять лист разбивки работы.
Разработчики TWI отложили объяснение листа разбивки работы до второй сессии по двум причинам: 1) у участников было достаточно материала для усвоения в первой сессии 2) участники должны были чётко понять, что потребность в этих листах искренняя (не просто бумажная работа), и, следовательно, осознать важность их создания.
Первый доброволец проводит демонстрацию обучения без использования листа разбивки работы. Она выбирает кого-то из группы и обучает этого человека выбранной работе. Она следует методу 4 шагов JI: подготовка работника, представление операции, пробное выполнение операции и последующее наблюдение.
Чаще всего человек действительно обучается работе, но группа может видеть, что первому добровольцу было довольно трудно. Обычный результат демонстрации первого добровольца проявляется в одном или нескольких следующих действиях:
Тренер TWI должен подчеркнуть в этот момент, что неэффективное обучение не было виной добровольца, и далее объяснить, что хотя доброволец следовал четырём шагам, как обсуждалось в первой сессии, их правильного выполнения не всегда достаточно для хорошего обучения.
Передать все неписаные знания обучаемому
Не забыть ничего во время обучения
Представить шаги в правильном порядке
Создать контрольный список для проверки усвоения материала
Убедиться, что не даётся слишком много информации за раз
Убедиться, что всё включено в обучение (методы, инструменты, оборудование)
Проверить объяснения на предмет возможной путаницы
Определить важные части работы и убедиться, что простые части даются перед сложными
Подтвердить, что используемый метод правильный, стандартизированный и безопасный
Накопить данные для планирования работы (время обучения, необходимые навыки, материалы и инструменты)
При составлении JBS инструктор должен учитывать уровень подготовки работника. Не все действия должны быть включены в JBS - только те, которые действительно продвигают работу вперёд и важны для обучения.
При установке слива в фарфоровую раковину сливная арматура должна быть вставлена в сливное отверстие на дне раковины и затем затянута. Если сливная арматура недостаточно затянута, вода будет протекать из раковины. Если сливная арматура затянута слишком сильно, раковина треснет.
Пример:
Вопросы безопасности всегда являются ключевыми моментами из-за возможности травмирования работника. Некоторые ключевые моменты, связанные с безопасностью, могут быть общими для всей работы и должны быть размещены в начале листа разбивки работы.
Пример:
Часто есть приёмы, которые мы узнаём через опыт и которые часто отличают производительность опытного работника от новичка.
Пример:
Фрезерование шипового соединения для работника с опытом работы на станке:
1. Выбрать резец
2. Выбрать параллели держателя
3. Установить деталь в тиски
4. Черновая обработка
5. Пробный чистовой проход
6. Чистовой проход
7. Снять с тисков
8. Снять заусенцы
9. Проверить
Тот же шаг, но разбитый на подробные операции для неопытного работника:
1. Подвести стол вручную
2. Подать 25мм вручную
3. Остановить станок и отвести стол
4. Проверить рез
5. Установить подачу
6. Запустить станок
7. Завершить рез
8. Проверить
| ВАЖНЫЕ ШАГИ ОПЕРАЦИИ | КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ |
|---|---|
| Шаг: Логический сегмент операции, когда что-то происходит для ПРОДВИЖЕНИЯ работы | Ключевой момент: Что-либо в шаге, что может— Сделать или испортить работу Травмировать работника Сделать работу проще; т.е., "прием", "трюк", особое время, часть специальной информации |
| 1. Выбрать резец | Маленький—минимизировать биение |
| 2. Выбрать параллели держателя | Узкие—для хорошего захвата |
| 3. Установить деталь в тиски | Проверить тканью |
| 4. Черновая обработка | Начать вручную—25мм—Проверить чистовую обработку и расположение |
| 5. Пробный чистовой проход | Проверить—сделать коррекцию |
| 6. Чистовой проход | Закончить без остановки |
| 7. Снять с тисков | |
| 8. Снять заусенцы | |
| 9. Проверить |
Опытный работник цеха составил эту разбивку за 7 минут. Этот инструктор использует данную разбивку "как есть" для работников, имеющих опыт работы на фрезерных станках. Для "зеленых" работников каждый из этих шагов может представлять собой "обучающий блок" сам по себе и требовать отдельной детальной разбивки.
| ВАЖНЫЕ ШАГИ ОПЕРАЦИИ | КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ |
|---|---|
| 1. Подвести стол вручную | Медленно при приближении к резцам |
| 2. Подать 25мм вручную | |
| 3. Остановить станок и отвести стол | Никогда не отводить стол при работающих резцах |
| 4. Проверить рез | Расположение и чистота обработки |
| 5. Установить подачу | |
| 6. Запустить станок | |
| 7. Завершить рез | |
| 8. Проверить |
Многие организации имеют документы для демонстрации, обучения или стандартизации работы. Эти документы могут называться "Методическими листами", "Рабочими инструкциями" или "Технологическими картами". Однако есть существенная разница между JBS и рабочими инструкциями.
Пример различия: В рабочей инструкции по завязыванию узла может быть 13 шагов и 163 слова, тогда как в листе разбивки работы будет 5 шагов и 36 слов. Рабочие инструкции важны для документирования и стандартизации работы, но JBS важны для обучения людей тому, что подробно описано в рабочих инструкциях.
Концепция ключевого момента является отличительным фактором, который выделяет программу Job Instruction среди других программ обучения. Эффективное обучение достигается, когда инструктор, имеющий опыт, передает всю информацию о работе обучаемому.
Эта информация включает не только рутинные шаги, которые могут быть очевидны при наблюдении за выполнением работы, но и все тонкости работы, которые опытный человек узнал от других или из собственного опыта многократного выполнения работы в течение длительного времени.